Чтобы спецтехника работала эффективно и безопасно для машиниста, обязательно осуществлять техническое обслуживание экскаваторов. В статье рассмотрим действующие требования, этапы, важные правила ТО и другие моменты.

Зачем необходимо ТО?

Обслуживание экскаватора – это не просто формальность, а необходимость, неотъемлемая часть эксплуатации техники. Ее важность заключается в следующих моментах:

Замедление скорости износа основных узлов и снижение интенсивности истирания движущихся механизмов. Если игнорировать график сервисного обязательногообслуживания, то детали будут изнашиваться, что в будущем приведет к нестабильности функционирования двигателя и гидравлической системы, к увеличенному потреблению топлива.

Сохранение исходных технических характеристик, заявленных производителем. Такие параметры правильно поддерживаются только в случае соблюдения рекомендованных условий использования техники, которые включают в том числе тщательный уход.

Снижение высоких рисков поломок, влекущих дорогостоящий, сложный ремонт. Если не выявлять своевременно даже небольшие дефекты и неисправности, то техника со временем может выйти из строя.

Предотвращение снижения производительности. Игнорирование ТО провоцирует уменьшение скорости выполнения рабочих операций. Это может приводить к нарушению сроков осуществления работ.

Предупреждение убытков, непредвиденных расходов. Если экскаватор находится в неисправном состоянии, он функционирует неэффективно, не способен полноценно отрабатывать смены. Возникают простои из-за необходимости частых устранений неполадок. Компания-подрядчик, использующая такую технику для выполнения заказа, срывает сроки, за что выплачивает неустойки заказчику. Также строительная или иная организация тратится на частые мелкие починки и глобальные ремонтные работы.

Обеспечение безопасности машиниста-экскаваторщика, механика и прочих сотрудников, контактирующих с машиной. Невыявленные из-за отсутствия ТО неисправности чреваты аварийными ситуациями, в том числе влекущими за собой серьезные последствия, например, травмы персонала.

Существующие разновидности технического обслуживания

Выделяют несколько видов ТО экскаватора:

  • Сезонное. Его проводят дважды в течение каждого года: перед летом и перед зимним периодом.
  • Периодическое. Оно, в свою очередь, делится на несколько видов: наиболее частое ТО-1, среднее по периодичности ТО-2 и самое редкое ТО-3.
  • Ежесменное техническое обслуживание экскаватора. Фактически это ежедневное ТО, которое необходимо выполнять перед стартом очередной смены и после ее завершения.

Рассмотрим все виды, их составы, интервалы и порядки отдельно.

Сезонное ТО

Такое обслуживание включает два направления. Первое – подготовка к летнему эксплуатационному периоду. Она проводится при температуре окружающей среды не ниже 10 градусов Цельсия и предусматривает такие действия:

  • Плановая проверка уровня технических жидкостей (охлаждающей смеси и гидравлической), а также масла мотора.
  • Отбор проб рабочих жидких составов и масла. Замена зимних сортов на соответствующие погодным условиям летние.
  • Переход с зимнего топлива на другое – рассчитанное на применение летом.
  • Очистка радиатора от загрязнений для полноценного охлаждения мотора в жаркий сезон. Остатки старого масла удаляются горячей водой.
  • Замена или очищение (при нормальном состоянии) фильтров – масляных, воздушных, топливных.
  • Оценка текущего состояния ремней, прокладок, уплотнителей.
  • К зимнему периоду спецтехника подготавливается иначе. Перечень манипуляций следующий:
  • Детальный осмотр мотора для определения его состояния.
  • Перевод машины на зимнее топливо.
  • Замена всех технических жидкостей летних марок на выдерживающие минусовые температуры зимние составы.
  • Установка отопителя. Это специальная система предварительного подогрева, которая прогревает двигатель в холода и обеспечивает его легкие запуски.
  • Контроль исправности аккумуляторных батарей. В холода их эффективность может снижаться.
  • Мониторинг целостности и чистоты трубопроводов гидравлической системы. Для предотвращения обледенений проводится чистка или замена труб.
  • Осмотр втулок, беговых дорожек траков гусеницы, механизмов натяжения, поддерживающих и опорных катков (актуально для гусеничных моделей).
  • «Консервация» до лета. Отправка на хранение выполняется, если зимой техника не будет эксплуатироваться. После ревизии машина перемещается в подходящую зону.

Ежесменное обслуживание

Порядок и периодичность проведения ежедневного обслуживания устанавливает регламент ТО экскаватора, прописанный в руководстве по эксплуатации. Обычно до смены необходимо выполнение следующих операций:

  • Удаление пыли и загрязнений с важных механизмов.
  • Анализ состояния узлов гидравлической системы и устройства воздухоподготовки.
  • Определение уровня бензина или дизеля и смазки (при необходимости жидкости доливаются).
  • Мониторинг целостности, герметичности фиксации деталей.
  • Оценка комплектности инструмента.
  • Ревизия и очищение от следов электролита аккумуляторов.
  • Смазывание подвижных деталей (осуществляется по соответствующей таблице смазки).
  • Пуск двигателя с последующим анализом корректности функционирования светотехники, сигнального устройства, контрольных приборов, тормозов, стабилизаторов, органов управления.
  • Проверка фактического значения давления в пневмосистеме. Нормальные показатели – от 0,5 МПа до 0,6.
  • Ревизия ходовой части.

В конце рабочей смены экскаваторщик меняет положение рычагов на нейтральное, оценивает состояние двигателя, гидравлики, насосных и компрессорных установок, а также подтягивает соединения при выявлении течей.

Периодические ТО

К такому техническому обслуживанию относятся:

  • ТО-1. Это базовая часть. Периодичность выполнения техобслуживания – раз в 250 моточасов. Под моточасами понимается длительность периода работы двигателя в часах (мотор-часы). При ТО-1 нужно заменять фильтры и технические жидкости, определять содержание масел в гидравлической системы и моторе, осматривать важные элементы конструкции и навесного оборудования.
  • ТО-2. Оно осуществляется реже – в среднем раз в 500-1000 отработанных мотором часов. Точная периодичность зависит от указаний производителя и эксплуатационных условий. На этом этапе осуществляется диагностика топливной системы, составляющих электрики, а также узлов и деталей ходовой части.
  • ТО-3. Самое редкое, но при этом важное капитальное обслуживание, проводимое через 3-4 тысячи моточасов или при возникшей острой необходимости. В такое ТО входят ремонт, замена или восстановление составляющих двигателя, элементов ходовой части, а также механизмов гидравлики и трансмиссии.

Вопрос-ответ

Есть ли различия в ТО колесных экскаваторов и гусеничных?

Да, разница есть. Так, гусеничные экскаваторы работают в тяжелых, порой экстремальных условиях, например, на неустойчивых, твердых или рыхлых грунтах. Это увеличивает уровень нагрузки на гидравлику и ходовую часть. Подход к обслуживанию должен быть ответственным и имеет специфику. Для гусеничных моделей обязателен регулярный уход за натяжителями и траками, а для колесных – за сцеплением, подвеской.

Есть ли штраф за несоблюдение графика ТО экскаватора?

Да, за нарушение требований к эксплуатации спецтехники, в том числе за несоблюдение графика ТО, назначается административная ответственность. Для гражданина размер штрафа составляет от 500 рублей до 1000, а для должностного лица – от 3 до 5 тыс.

Имеют ли особенности ТО экскаваторов разных классов, видов, марок?

Да, у некоторых классов и видов машин есть специфика техобслуживания, которую можно изучить в технической документации (руководстве по эксплуатации, паспорте). Например, поднимающие тяжелые грузы экскаваторы-погрузчики могут изнашиваться быстрее, поэтому ТО должно быть более частым. То же относится и к технике большого класса, которая часто эксплуатируется в экстремальных условиях типа карьеров и также требует более пристального внимания.

От чего еще, кроме регулярного ТО, зависят сроки службы землеройной техники?

Чтобы машина служила долго, нужно выбрать надежный, функциональный, производительный, мощный экскаватор. Модели, отвечающие таким требованиям, представлены в ассортименте компании «Хит Машинери».