То, сколько дизеля потребляет спецтехника, влияет на экономичность и энергоэффективность ее эксплуатации. Чем меньший расход топлива экскаватор демонстрирует при рабочих операциях, тем меньше затраты на выполняемые работы. В статье рассмотрим действующие нормы и формулы вычисления важного показателя.
- Расход дизельного топлива на экскаватор: от чего он зависит?
- Действующие нормы расхода топлива на экскаваторы
- Расчет расхода топлива экскаватора: проверенный способ
- Как выяснить остаток содержимого топливного бака
- Как снижать потребление
- Заключение
- Вопрос-ответ
Расход дизельного топлива на экскаватор: от чего он зависит?
Данный показатель является примерным и непостоянным. На расход топлива экскаватора «Хитачи 200» или другой марки влияют такие факторы:
- Конструкция машины, ее технические характеристики. Например, если у техники мощный мотор и несовершенные системы управления и впрыска, то потребление будет гораздо выше. А вот современные модели имеют энергоэффективные двигатели и снабжаются экономичными устройствами подачи дизеля.
- Масса техники. Так, экскаваторы тяжелого класса менее экономичны, но мощнее и производительнее. Чем машина массивнее и тяжелее, тем активнее силовой агрегат работает, чтобы обеспечивать ее перемещения. Для легких модификаций, соответственно, потребление на порядок ниже.
- Производитель (бренд), серия, конкретная модель. От них зависят основные рабочие параметры и конструкция, например, мощность мотора, исполнение системы топливной подачи, устройство прочих узлов и механизмов. Например, расход топлива экскаватора Хитачи 330 серии ZX 5G составляет от 23,1 литра в час до 38,5 (в зависимости от специфики и сложности решаемых задач) при 630-литровом объеме топливного бака. При использовании режима ЭКО потребление снижается. А расход топлива «Хитачи 200» в час (экскаватор модели ZX200-5A) будет другим.
- Эксплуатационные условия. Потребление дизеля может существенно меняться в зависимости от типа и состава грунта, климатических условий и погоды, от рельефа местности. Например, на скалистых и плотных почвах, в горных или холмистых участках, в северных регионах с низкими температурами экскаватор «Хитачи 330» расход топлива в час будет демонстрировать более высокий, чем на ровных площадках, в южных городах, при взаимодействии с легкими материалами.
- Выполняемые работы. Если это разравнивание песка, то функционирование не потребует больших объемов дизеля. А вот при перемещениях тяжелых и плотных сыпучих материалов топлива затрачивается гораздо больше.
- Навыки управления техникой, опыт оператора. Малоопытные машинисты часто делают рывки, излишне давят на педаль газа, оставляют двигатель включенным в периоды простоев, делают много лишних движений. Из-за этого потребление возрастает.
- Состояние, исправность землеройной машины. Если у нее загрязнен воздушный или топливный фильтр, некорректно функционируют датчики, имеются проблемы с трансмиссией, или сломана топливная аппаратура, то это может негативно влиять на объемы потребления.
- Вид используемого топлива, его качество. Если оно имеет неподходящую кинематическую вязкость, плохо очищено или разбавлено, то расходование будет возрастать, а производительность спецтехники – снижаться.
Действующие нормы расхода топлива на экскаваторы
Где можно найти нормативные значения? Прежде всего, нормы расхода топлива экскаваторов гусеничных или колесных могут указываться в сервисных или технических официальных документах, подготавливаемых заводами-изготовителями. Некоторые производители предоставляют такие данные в технических описаниях.
Также рекомендации, касающиеся нормирования расхода, разрабатываются некоторыми уполномоченными государственными органами. Например, существует методическая документация в строительстве, изданная центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИОМТП. В ней изложены нормативы, актуальные для строительных машин. Еще действуют рекомендации по топливному расходу, утвержденные отдельным постановлением Госстроя России в марте 2004-го и затрагивающие технику, эксплуатируемую для ремонта, благоустройства и содержания дорог и территорий поселений.
Какой расход топлива на экскаваторе считается нормальным? Приведем усредненные значения в таблице с учетом рабочих режимов:
Масса техники в тоннах |
Расход топлива, указываемый в л/ч и зависящий от рабочего режима |
||
Низкий |
Умеренный |
Высокий |
|
20 |
От 11 до 14 |
В пределах 14-19 |
От 19 до 28 |
22 |
Аналогично |
Идентично |
Так же |
25 |
От 12 до 15 |
В пределах 15-21 |
От 21 до 31 |
28 |
От 13 до 17 |
В интервале 17-22 |
От 22 до 33 |
35 |
От 19 до 25 |
В диапазоне 25-33 |
От 33 до 49 |
45 |
От 23 до 30 |
В промежутке 30-39 |
От 39 до 59 |
65 |
От 30 до 39 |
В пределах 39-52 |
От 52 до 78 |
85 |
От 35 до 45 |
В диапазоне 45-60 |
От 60 до 90 |
120 |
От 47 до 60 |
В интервале 60-80 |
От 80 до 120 |
190 |
От 63 до 80 |
В промежутке 80-107 |
От 107 до 161 |
250 |
От 84 до 109 |
В пределах 109-145 |
От 145 до 217 |
360 |
От 122 до 156 |
В диапазоне 156-209 |
От 209 до 313 |
550 |
От 169 до 217 |
В интервале 217-289 |
От 289 до 434 |
Сведения из данной таблицы являются усредненными. Расход топлива экскаватора в час зависит не только от конкретной массы техники и от эксплуатационного режима, но и от особенностей использования. Так, часто машины не работают непрерывно, а некоторое время простаивают. И с учетом таких простоев фактические значения потребления могут быть ниже: спецтехника загружается обычно лишь на 50% или меньше.
Расчет расхода топлива экскаватора: проверенный способ
Данное значение можно вычислить, учтя важные факторы. Как рассчитать расход топлива экскаватора? Воспользуйтесь следующей формулой:
Q = N * q / (1000 * R * kl).
Расшифровываем все обозначения:
- Q – это искомый часовой расход при максимальных значениях мощности, с измерением в литрах в час (л/ч).
- N – показатель номинальной, заявленной производителем мощности двигателя, указываемой в лошадиных силах (л. с.).
- q – удельный расход топлива экскаватора, единицами измерения которого являются г/л.с.·ч, то есть граммы на одну лошадиную силу мощности за определенный временной интервал, в данном случае за час. Этот показатель характеризует отношение потраченного дизеля к одной единице значения мощности мотора.
- R – это плотность дизельного продукта. Так, для летнего дизеля, согласно действующему ГОСТ, она составляет 0,86 килограмма на кубический дециметр (кг/дм3).
- kl – так обозначается коэффициент, показывающий измеренное в процентах соотношение временного промежутка функционирования при максимальном количестве оборотов мотора к интервалу времени работы на минимальной скорости.
Никогда машина не работает весь период выполнения операций с предельным числом оборотов мотора. За полный рабочий цикл техника реально используется всего 30-50% времени. Поэтому применяются коэффициенты, составляющие от 0,35 при ненапряженных работах до 0,9 при активной эксплуатации.
Как выяснить остаток содержимого топливного бака
Зная, какой расход топлива у гусеничного экскаватора либо колесного, можно определить, сколько дизеля остается в баке. Для этого нужны такие исходные данные, как вместимость резервуара, показатель потребления, найденный описанным выше методом, и длительность периода работы.
Например, если после вычислений вы установили, что экскаватор «Хитачи» расход топлива в час имеет равный 18,5 л/ч с учетом простоя и соответствующего коэффициента, и проработали непрерывно 2,5 часа, то проводим расчеты: 18,5 л умножаем на 2,5 ч, получаем 46,25 литров. Если техника до выезда на площадку была полностью заправленной, а ее бак вмешает, например, 350 л, то в резервуаре после рабочего цикла остается: 350 – 46,25 = 303,75 л.
Как снижать потребление
Чтобы экскаватор гусеничный расход топлива в час демонстрировал минимальный, можно соблюдать такие правила:
- Применяйте дизель и моторное масло известного бренда, высокого и подтвержденного качества.
- Выбирайте подходящие рабочие режимы, учитывая специфику решаемых задач.
- Оптимизируйте холостой ход, например, настраивайте автоматизированное уменьшение числа оборотов при остановках или глушите мотор при продолжительных простоях.
- Подбирайте грамотно навесное оборудование. Так, ковш должен иметь подходящий объем: чрезмерно тяжелый и крупный будет перегружать технику, повышать топливное потребление.
- Модернизируйте машину, устанавливая инновационные системы управления, внедряя технологии мониторинга и телеметрии, переоснащая технику на альтернативное топливо, такое как биодизель.
- Проверяйте состояние спецтехники – натяжение гусениц, давление в колесных шинах, чистоту фильтров, работу топливной системы.
- Допускайте к управлению опытных операторов, владеющих навыками работ.
Заключение
Расход топлива экскаваторы Hitachi и других торговых марок могут иметь различный. И данный показатель следует учитывать при покупке таких машин. В компании «Хит Машинери» вы можете приобрести или арендовать различную спецтехнику с высокой энергоэффективностью, экономичностью и отличными техническими характеристиками.
Вопрос-ответ
Какие экскаваторы наиболее экономичные?
Наиболее энергоэффективными считаются современные модели с продуманной конструкцией, с внедрением автоматики, с усовершенствованными механизмами. Так, расход топлива экскаватора на 100 км меньше у легкой спецтехники, у моделей с двигателями последних поколений, с модернизированной топливной системой.
Какая машина потребляет больше дизеля: на гусеницах или на колесном ходу?
Расход топлива колесного экскаватора ниже, нежели у гусеничного. Главная причина – масса. Модели на колесах весят меньше, чем на гусеницах. Масса гусеничных модификаций достигает сотни тонн, а у колесных она редко превышает несколько десятков тонн.
Влияет ли на потребление топлива используемое навесное оборудование?
Да, например, многофункциональный экскаватор-погрузчик, снабженный специальным бульдозерным ковшом с челюстным захватом и оснащенный стрелой с обратной лопатой, расходует больше дизеля, ведь его рабочие органы гораздо тяжелее, нежели классический ковш стандартной землеройной машины. На их подъемы и перемещения затрачивается больше мощности мотора.
Увеличивается ли расход топлива по мере износа экскаватора?
Да, старая техника из-за износа деталей и механизмов может работать менее эффективно и потреблять больше топлива. Поэтому подвергающиеся нагрузкам узлы нужно обслуживать и регулярно ремонтировать.