Регистрация спецтехники в Российской Федерации осуществляется не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре. Это установлено постановлением №1507 и «Правилами регистрации СМ». В этих документах подробно описаны этапы регистрации, изменения данных, получение госзнаков, причины для отказа в оказании услуг. Каждый владелец спецтехники обязан поставить ее на учет, игнорирование данного требования влечет за собой административную ответственность. Прежде, чем начать регистрацию спецтехники в Ростехнадзоре, следует ознакомиться с рядом правил.
Ростехнадзор – государственный орган, контролирующий опасные производственные объекты. На учет он принимает бульдозеры, экскаваторы, строительные подъемники, краны-манипуляторы и многое другое.
- Обязательно ли регистрировать?
- В какой срок обязаны произвести регистрацию?
- О сроках регистрации
- На кого можно регистрировать?
- Необходимые документы
- Особенности регистрации
- Получение свидетельства
- Могут ли отказать в регистрации?
- Временная регистрация
- Снятие с учета
- Как перегнать технику в другой регион?
- Какую спецтехнику не нужно регистрировать?
- Проверяет ли налоговая постановку на учет?
- Документы для участия в дорожном движении
- Заключение
- Вопрос-ответ
Обязательно ли регистрировать?
Регистрация самоходной техники в Гостехнадзоре обязательна, если вы собираетесь хоть как-то ее использовать: перегонять, перевозить на ней, производить выкопку грунта и другое. Для постановки на учет нужно подать документы в Ростехнадзор и предоставить ее на осмотр уполномоченному лицу. Делается это за 10 дней, следующих за приобретением спецтехники. В документах проверяющий указывает номер двигателя, кузова, другие технические характеристики.
Если вы не зарегистрируете спецтехнику своевременно, вам грозит штраф:
- Для физ. лиц – 1500 рублей;
- Для юр. лиц – 10000 рублей;
- Для должностных лиц – 3500 рублей.
В какой срок обязаны произвести регистрацию?
Срок регистрации спецтехники в Гостехнадзоре следующий, в рабочих днях:
- 5 — для рассмотрения заявления;
- 10 – для принятия решения. Этот период также отведен для осмотра спецтехники на площадке;
- 2 – для подписания и выдачи документа.
Таким образом, максимальный срок, за который можно получить разрешение, составляет 17 рабочих дней. На деле все можно сделать гораздо быстрее.
О сроках регистрации
Сроки госрегистрации установлены правилами регистрации и составляют 10 рабочих дней, при этом 8 из них – отводится на технический осмотр. Этого вполне достаточно, чтобы совершить сделку. В случаях, когда у вас недостаточно документов или есть сомнения в их подлинности, процедура может затянуться. При необходимости регистратор может приостановить сделку, но не более, чем на 30 дней. По истечении 30 дней процедура регистрации начинается заново.
Среди основных причин, почему могут отказать в государственной регистрации, можно выделить:
- Предоставление копий (важно передать именно оригиналы всех запрашиваемых документов);
- Неточные данные, исправления и прочие проблемы в оформлении документов;
- Несоответствие нормам и ТБ.
На кого можно регистрировать?
Регистрация спецтехники может производиться как на физ., так и юрлиц. Процедура практически ничем не отличается, разница лишь в предоставляемых документах. Также есть ряд особенностей:
- Физлица – технику регистрируют по адресу постоянного проживания;
- Юрлица – технику регистрируют по юридическому адресу;
- Иностранные граждане – технику регистрируют по временной регистрации;
- Иностранные организации – технику регистрируют на адрес отделения в Российской Федерации (если ее завозят на срок более полугода).
Необходимые документы
В пункте 6 правил «О регистрации специальной техники» описано, какие документы необходимы. Стандартно в регистрирующий орган придется подготовить:
- Заявление по форме о регистрации спецтехники;
- Документы, подтверждающие личность владельца либо его представителя;
- Доверенность (при наличии);
- Документ, регулирующий право владения;
- Технический паспорт ТС;
- Свидетельство о налоговом учете (для юрлиц);
- Полис ОСАГО;
- Копия технического регламента ЕАЭС;
- Квитанция об оплате или чек из банкинга;
- Акт сверки, в котором уполномоченный сотрудник подтверждает совпадение номеров ТС и силового агрегата с тем, что представлено в документах;
- Документ, доказывающий временное использование спецтехники на территории РФ (при его наличии).
Подать документы в регистрирующий орган можно 2 способами: лично в Гостехнадзоре либо же через портал Госуслуг. На нем вы также сможете найти шаблоны документов, ответы на часто задаваемые вопрос. В ряде крупных городов также возможно отправить заявку через сайт мэрии.
Особенности регистрации
Процедура регистрации спецтехники в Ростехнадзоре не займет много времени. Стандартно она проходит по следующему алгоритму:
- Сразу же оформите страховку — полис ОСАГО – после заключения сделки;
- Подготовьте документы, описанные в предыдущем пункте;
- Обратитесь в местный Ростехнадзор;
- Заполните заявление по образцу дома или на месте;
- Согласуйте дату и время для предоставления техники на осмотр. Он проводится на специальной площадке уполномоченными сотрудниками;
- После выдачи заключения обратитесь в отделение Ростехнадзора для последующей регистрации спецтехники.
- Страховой полис;
- Свидетельство о регистрации;
- Паспорт самоходной машины с изменениями;
- Номера.
- Отсутствие необходимых документов;
- Указаны неполные или неточные сведения;
- Присутствуют ошибки;
- Машина не соответствует нормам безопасности;
- Данные в ПСМ и информация на шильдиках не совпадают;
- На двигателе отсутствует выбитый номер.
- Паспорт человека, на которого оформлена спецтехника;
- ПСМ;
- Квитанции об оплате пошлины (можно распечатанный чек из банкинга);
- Действующее свидетельство о регистрации спецтехники;
- Заполненное заявление;
- Государственные номерные знаки.
- Спецтехника, которую ввезли менее, чем на 181 день, на территорию Евразийского Экономического союза;
- Если спецтехника является опытным образцом, который не будет выезжать на дороги общего пользования;
- Если спецтехника сделана из запасных частей.
- Запрещено передвижение гусеничной техники по дорогам общего пользования;
- Важно, чтобы машина соответствовала установленным габаритам.
- Водительское удостоверение. Как правило, для спецтехники это права тракториста-машиниста, получить которые можно после прохождения обучения в Гостехнадзоре;
- ОСАГО;
- Свидетельство о регистрации.
Если вы все сделаете правильно, то после регистрации вам выдадут следующий пакет документов:
Получение свидетельства
Получить паспорт самоходной машины (или ПСМ) вы можете как в бумажном, так и в электронном виде. Последнее выдается по заявительному принципу вместо бумажного варианта, а также, когда самоходная машина уже зарегистрирована. Паспорт выдается на одного человека. Если собственников у спецтехники несколько, документ по заверенному у нотариуса согласию передают только на одного владельца.
Могут ли отказать в регистрации?
Статистика показывает, что в регистрации отказывают довольно-таки редко. Как правило, эти единичные случаи связаны со следующими проблемами:
Если же Гостехнадзор отказал вам в регистрации спецтехники, уполномоченный сотрудник подробно изложит вам причину такого решения. В соответствии с этими недочетами вам придется провести работу над ошибками и повторно начать процедуру регистрации. Если же вы не согласны с решением Гостехнадзора, вы сможете его обжаловать – через суд. Обратите внимание, что обращаться нужно в инстанцию по месту нахождения отделения Гостехнадзора.
Временная регистрация
Процедура временной регистрации спецтехники в Ростехнадзоре практически ничем не отличается от постоянной. Вам также выдадут свидетельство о регистрации транспорта, но в нем будет на одну строку больше – срок действия документа. После его окончания свидетельство следует считать недействительным.
Снятие с учета
Процедура снятия с учета необходима, когда спецтехнику собираются продать, вывезти за границу или утилизировать. Чтобы оформить эти действия, необходимо предоставить в Ростехнадзор следующий пакет документов:
Обратите внимание, что, в случае перепродажи спецтехники, менять регистрационные номера необязательно. Если же номерной знак был утерян, его не восстанавливают. Владелец обращается в Ростехнадзор, где ему вносят запись в ПСМ и выдают новый. Старый же признается недействительным.
При снятии спецтехники с учета для последующей утилизации осмотр ТС не производится. Паспорт в базе помечают как «утилизированный». Если ТС ранее налагалось арестом, то для снятия его с учета придется предоставить выписку из банка.
Как перегнать технику в другой регион?
Зачастую вопросы о регистрации техники в Гостехнадзоре возникают, если собственник зарегистрирован в одном регионе, а покупатель – приезжий и проживает в другом субъекте. В таком случае необходимо получать транзитные номера. Они выдаются в любом регистрирующем органе – привязки к какому-либо региону нет.
Какую спецтехнику не нужно регистрировать?
В правилах подробно описано, какая спецтехника не требует регистрации. Сюда относят:
Кроме того, не нуждается в регистрации спецтехника, объем двигателя которой менее 50 кубических сантиметров.
Проверяет ли налоговая постановку на учет?
Да, налоговая действительно контролирует, поставили ли вы спецтехнику на учет либо нет. В большей мере то связано с контролем правильного начисления амортизационных отчислений. Во время аудита налоговики всегда проверяют наличие регистрационных документов на спецтехнику, так как ее использование значительно повышает риск несчастных случаев на производстве. Если же каких-либо документов нет либо они оформлены неверно, собственнику выписывается штраф.
Документы для участия в дорожном движении
Передвигаться по дорогам допустимо только в том случае, если техника соответствует ряду правил. Нужно обращать внимание на следующие особенности:
Для езды по дорогам нужно иметь следующий перечень документов:
Все эти документы необходимо предъявить в случае, если водителя остановит сотрудник ГИБДД. В случае их отсутствия выписывается штраф, размер которого от 5 до 15 тысяч рублей.
Заключение
Регистрация в Гостехнадзоре – процедура, которая обязательна для всех владельцев спецтехники. Зная правила и требования, пройти ее достаточно просто. В положении подробно описаны необходимые документы, сама процедура, возможные причины отказа. Обратите внимание, что зарегистрировать технику в Гостехнадзоре вы можете лично или же через доверенное лицо.
Если вы собираетесь приобретать спецтехнику, обращайте внимание на варианты с уже имеющимся ПСМ. В «Хит Машинери» мы предлагаем огромный выбор экскаваторов и бульдозеров с оформленным паспортом. Это помогает вам значительно сократить временные затраты и начать использовать технику в день покупки.
Вопрос-ответ
Чем отличается Ростехнадзор от Гостехназдора?
Первая организация относится к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, вторая – к Министерству природных ресурсов и экологии.
Какие документы может выдать Ростехнадзор?
В полномочиях Ростехнадзора находится регистрация, перерегистрация и снятие с учета опасных объектов производства, а также выдача разрешений на использование специальной техники.
Какие производственные объекты относятся к категории опасных?
К опасным предприятиям относят объекты химической, металлургической, нефтегазовой и взрывоопасной продукции.
Чем занимается Ростехнадзор?
Ростехнадзор полностью контролирует безопасность жизнедеятельности населения, а также окружающей среды от производства. Его работа направлена на то, чтобы значительно сократить травматичность на производствах, а также минимизировать вред для природы.
Что выдают после регистрации в Ростехнадзоре?
После успешного прохождения процедуры регистрации в Ростехнадзоре выдают разрешение. Это документ, подтверждающий возможность использования спецтехники на производственном объекте.