Регистрация спецтехники в Российской Федерации осуществляется не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре. Это установлено постановлением №1507 и «Правилами регистрации СМ». В этих документах подробно описаны этапы регистрации, изменения данных, получение госзнаков, причины для отказа в оказании услуг. Каждый владелец спецтехники обязан поставить ее на учет, игнорирование данного требования влечет за собой административную ответственность. Прежде, чем начать регистрацию спецтехники в Ростехнадзоре, следует ознакомиться с рядом правил.

Ростехнадзор – государственный орган, контролирующий опасные производственные объекты. На учет он принимает бульдозеры, экскаваторы, строительные подъемники, краны-манипуляторы и многое другое.

Обязательно ли регистрировать?

Регистрация самоходной техники в Гостехнадзоре обязательна, если вы собираетесь хоть как-то ее использовать: перегонять, перевозить на ней, производить выкопку грунта и другое. Для постановки на учет нужно подать документы в Ростехнадзор и предоставить ее на осмотр уполномоченному лицу. Делается это за 10 дней, следующих за приобретением спецтехники. В документах проверяющий указывает номер двигателя, кузова, другие технические характеристики.

Если вы не зарегистрируете спецтехнику своевременно, вам грозит штраф:

  • Для физ. лиц – 1500 рублей;
  • Для юр. лиц – 10000 рублей;
  • Для должностных лиц – 3500 рублей.

В какой срок обязаны произвести регистрацию?

Срок регистрации спецтехники в Гостехнадзоре следующий, в рабочих днях:

  • 5 — для рассмотрения заявления;
  • 10 – для принятия решения. Этот период также отведен для осмотра спецтехники на площадке;
  • 2 – для подписания и выдачи документа.

Таким образом, максимальный срок, за который можно получить разрешение, составляет 17 рабочих дней. На деле все можно сделать гораздо быстрее.

О сроках регистрации

Сроки госрегистрации установлены правилами регистрации и составляют 10 рабочих дней, при этом 8 из них – отводится на технический осмотр. Этого вполне достаточно, чтобы совершить сделку. В случаях, когда у вас недостаточно документов или есть сомнения в их подлинности, процедура может затянуться. При необходимости регистратор может приостановить сделку, но не более, чем на 30 дней. По истечении 30 дней процедура регистрации начинается заново.

Среди основных причин, почему могут отказать в государственной регистрации, можно выделить:

  • Предоставление копий (важно передать именно оригиналы всех запрашиваемых документов);
  • Неточные данные, исправления и прочие проблемы в оформлении документов;
  • Несоответствие нормам и ТБ.

На кого можно регистрировать?

Регистрация спецтехники может производиться как на физ., так и юрлиц. Процедура практически ничем не отличается, разница лишь в предоставляемых документах. Также есть ряд особенностей:

  • Физлица – технику регистрируют по адресу постоянного проживания;
  • Юрлица – технику регистрируют по юридическому адресу;
  • Иностранные граждане – технику регистрируют по временной регистрации;
  • Иностранные организации – технику регистрируют на адрес отделения в Российской Федерации (если ее завозят на срок более полугода).

Необходимые документы

В пункте 6 правил «О регистрации специальной техники» описано, какие документы необходимы. Стандартно в регистрирующий орган придется подготовить:

  • Заявление по форме о регистрации спецтехники;
  • Документы, подтверждающие личность владельца либо его представителя;
  • Доверенность (при наличии);
  • Документ, регулирующий право владения;
  • Технический паспорт ТС;
  • Свидетельство о налоговом учете (для юрлиц);
  • Полис ОСАГО;
  • Копия технического регламента ЕАЭС;
  • Квитанция об оплате или чек из банкинга;
  • Акт сверки, в котором уполномоченный сотрудник подтверждает совпадение номеров ТС и силового агрегата с тем, что представлено в документах;
  • Документ, доказывающий временное использование спецтехники на территории РФ (при его наличии).

Подать документы в регистрирующий орган можно 2 способами: лично в Гостехнадзоре либо же через портал Госуслуг. На нем вы также сможете найти шаблоны документов, ответы на часто задаваемые вопрос. В ряде крупных городов также возможно отправить заявку через сайт мэрии.

Особенности регистрации

Процедура регистрации спецтехники в Ростехнадзоре не займет много времени. Стандартно она проходит по следующему алгоритму:

  1. Сразу же оформите страховку — полис ОСАГО – после заключения сделки;
  2. Подготовьте документы, описанные в предыдущем пункте;
  3. Обратитесь в местный Ростехнадзор;
  4. Заполните заявление по образцу дома или на месте;
  5. Согласуйте дату и время для предоставления техники на осмотр. Он проводится на специальной площадке уполномоченными сотрудниками;
  6. После выдачи заключения обратитесь в отделение Ростехнадзора для последующей регистрации спецтехники.
  7. Если вы все сделаете правильно, то после регистрации вам выдадут следующий пакет документов:

    • Страховой полис;
    • Свидетельство о регистрации;
    • Паспорт самоходной машины с изменениями;
    • Номера.

    Получение свидетельства

    Получить паспорт самоходной машины (или ПСМ) вы можете как в бумажном, так и в электронном виде. Последнее выдается по заявительному принципу вместо бумажного варианта, а также, когда самоходная машина уже зарегистрирована. Паспорт выдается на одного человека. Если собственников у спецтехники несколько, документ по заверенному у нотариуса согласию передают только на одного владельца.

    Могут ли отказать в регистрации?

    Статистика показывает, что в регистрации отказывают довольно-таки редко. Как правило, эти единичные случаи связаны со следующими проблемами:

    • Отсутствие необходимых документов;
    • Указаны неполные или неточные сведения;
    • Присутствуют ошибки;
    • Машина не соответствует нормам безопасности;
    • Данные в ПСМ и информация на шильдиках не совпадают;
    • На двигателе отсутствует выбитый номер.

    Если же Гостехнадзор отказал вам в регистрации спецтехники, уполномоченный сотрудник подробно изложит вам причину такого решения. В соответствии с этими недочетами вам придется провести работу над ошибками и повторно начать процедуру регистрации. Если же вы не согласны с решением Гостехнадзора, вы сможете его обжаловать – через суд. Обратите внимание, что обращаться нужно в инстанцию по месту нахождения отделения Гостехнадзора.

    Временная регистрация

    Процедура временной регистрации спецтехники в Ростехнадзоре практически ничем не отличается от постоянной. Вам также выдадут свидетельство о регистрации транспорта, но в нем будет на одну строку больше – срок действия документа. После его окончания свидетельство следует считать недействительным.

    Снятие с учета

    Процедура снятия с учета необходима, когда спецтехнику собираются продать, вывезти за границу или утилизировать. Чтобы оформить эти действия, необходимо предоставить в Ростехнадзор следующий пакет документов:

    • Паспорт человека, на которого оформлена спецтехника;
    • ПСМ;
    • Квитанции об оплате пошлины (можно распечатанный чек из банкинга);
    • Действующее свидетельство о регистрации спецтехники;
    • Заполненное заявление;
    • Государственные номерные знаки.

    Обратите внимание, что, в случае перепродажи спецтехники, менять регистрационные номера необязательно. Если же номерной знак был утерян, его не восстанавливают. Владелец обращается в Ростехнадзор, где ему вносят запись в ПСМ и выдают новый. Старый же признается недействительным.

    При снятии спецтехники с учета для последующей утилизации осмотр ТС не производится. Паспорт в базе помечают как «утилизированный». Если ТС ранее налагалось арестом, то для снятия его с учета придется предоставить выписку из банка.

    Как перегнать технику в другой регион?

    Зачастую вопросы о регистрации техники в Гостехнадзоре возникают, если собственник зарегистрирован в одном регионе, а покупатель – приезжий и проживает в другом субъекте. В таком случае необходимо получать транзитные номера. Они выдаются в любом регистрирующем органе – привязки к какому-либо региону нет.

    Какую спецтехнику не нужно регистрировать?

    В правилах подробно описано, какая спецтехника не требует регистрации. Сюда относят:

    • Спецтехника, которую ввезли менее, чем на 181 день, на территорию Евразийского Экономического союза;
    • Если спецтехника является опытным образцом, который не будет выезжать на дороги общего пользования;
    • Если спецтехника сделана из запасных частей.

    Кроме того, не нуждается в регистрации спецтехника, объем двигателя которой менее 50 кубических сантиметров.

    Проверяет ли налоговая постановку на учет?

    Да, налоговая действительно контролирует, поставили ли вы спецтехнику на учет либо нет. В большей мере то связано с контролем правильного начисления амортизационных отчислений. Во время аудита налоговики всегда проверяют наличие регистрационных документов на спецтехнику, так как ее использование значительно повышает риск несчастных случаев на производстве. Если же каких-либо документов нет либо они оформлены неверно, собственнику выписывается штраф.

    Документы для участия в дорожном движении

    Передвигаться по дорогам допустимо только в том случае, если техника соответствует ряду правил. Нужно обращать внимание на следующие особенности:

    • Запрещено передвижение гусеничной техники по дорогам общего пользования;
    • Важно, чтобы машина соответствовала установленным габаритам.

    Для езды по дорогам нужно иметь следующий перечень документов:

    • Водительское удостоверение. Как правило, для спецтехники это права тракториста-машиниста, получить которые можно после прохождения обучения в Гостехнадзоре;
    • ОСАГО;
    • Свидетельство о регистрации.

    Все эти документы необходимо предъявить в случае, если водителя остановит сотрудник ГИБДД. В случае их отсутствия выписывается штраф, размер которого от 5 до 15 тысяч рублей.

    Заключение

    Регистрация в Гостехнадзоре – процедура, которая обязательна для всех владельцев спецтехники. Зная правила и требования, пройти ее достаточно просто. В положении подробно описаны необходимые документы, сама процедура, возможные причины отказа. Обратите внимание, что зарегистрировать технику в Гостехнадзоре вы можете лично или же через доверенное лицо.

    Если вы собираетесь приобретать спецтехнику, обращайте внимание на варианты с уже имеющимся ПСМ. В «Хит Машинери» мы предлагаем огромный выбор экскаваторов и бульдозеров с оформленным паспортом. Это помогает вам значительно сократить временные затраты и начать использовать технику в день покупки.

    Вопрос-ответ

    Чем отличается Ростехнадзор от Гостехназдора?

    Первая организация относится к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, вторая – к Министерству природных ресурсов и экологии.

    Какие документы может выдать Ростехнадзор?

    В полномочиях Ростехнадзора находится регистрация, перерегистрация и снятие с учета опасных объектов производства, а также выдача разрешений на использование специальной техники.

    Какие производственные объекты относятся к категории опасных?

    К опасным предприятиям относят объекты химической, металлургической, нефтегазовой и взрывоопасной продукции.

    Чем занимается Ростехнадзор?

    Ростехнадзор полностью контролирует безопасность жизнедеятельности населения, а также окружающей среды от производства. Его работа направлена на то, чтобы значительно сократить травматичность на производствах, а также минимизировать вред для природы.

    Что выдают после регистрации в Ростехнадзоре?

    После успешного прохождения процедуры регистрации в Ростехнадзоре выдают разрешение. Это документ, подтверждающий возможность использования спецтехники на производственном объекте.