В этой статье рассмотрим подробно грейдер: характеристики такой специальной техники, ее конструкцию, виды и принцип функционирования. Дадим ответы на актуальные вопросы.
- Грейдер: что это за машина, как она работает
- Устройство грейдера: основные элементы
- Главный рабочий орган и вспомогательное навесное оборудование
- Зачем нужен грейдер?
- Грейдер: классификация по основным критериям
- Технические и эксплуатационные параметры
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
Грейдер: что это за машина, как она работает
Как выглядит грейдер, что это такое? Он представляет собой машину, снабженную грейдерным отвалом на раме между колесными осями и выполняющую различные операции: разравнивание территорий, профилирование откосов и ровных площадок, удаление слоев грунта, перемещения на небольшие промежутки пути сыпучих материалов.
Работа обеспечивается отвалом, у которого есть острые кромки – режущие лезвия. Его пространственное положение настраивается оператором, который может устанавливать необходимые степень заглубления, угол поворота и наклона.
Машина приводится в действие силовым агрегатом или тягачом, передвигается вперед и по ходу своего движения перемещает отвал. Он режущими кромками срезает пласты почвы и одновременно транспортирует их в нужном направлении: перед собой либо в сторону, на обочину. А колеса дополнительно осуществляют уплотнение.
Устройство грейдера: основные элементы
В стандартную конструкцию входят:
- Силовой агрегат и трансмиссия. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) предусматривается в самоходной технике, обеспечивает движение, приводит в действие рабочее оборудование. Мотор должен быть производительным, надежным, с оптимальной мощностью и возможностью работы в разных условиях, включая критические нагрузки. В паре с ДВС применяется трансмиссия гидромеханического типа. Она передает крутящий момент от силового агрегата к редуктору балансировочной тележки. Далее вращательное движение направляется через полуоси и цепной механизм на колесную ось.
- Ходовая часть. Она представлена шарнирно-сочлененной рамой хребтового типа, на которой располагаются основные узлы, а также колесным механизмом, снабженным балансирами и передним мостом. Колесная база сформирована пневматическими колесами с покрышками, имеющими особый протектор для хорошего сцепления с поверхностями. Колесных оси может быть две или три, среди них есть ведущие (чаще всего задние) и управляемые. Передние колеса для устойчивости на склонах оснащаются механизмами регулирования наклона.
-
Рама и отвал. Последний выполняется из листовой высокопрочной стали, имеют конфигурацию с радиальным изгибом. Он размещен между передней и задней колесной осями, закреплен на передней полураме посредством тягового рамного элемента и подвески. Также в конструкции предусмотрен поворотный круг, обеспечивающий вращения на 360 градусов. А специальное исполнение подвески тяговой рамы предоставляет возможность профилировать откосы под прямым углом.
- Кабина. В ней размещается оператор. В современных моделях предусматривается отличный обзор со всех сторон для точного контроля хода машины и вероятных препятствий. Кабина оснащается регулируемыми удобными сиденьями, защитными устройствами, кондиционером или климатической системой. Предусмотрена качественная звукоизоляция для снижения уровня шума внутри.
- Система управления. Панель расположена в кабине, представлена джойстиками или рычагами, тумблерами, кнопками. Возможно наличие дисплея для отображения текущих рабочих параметров. Интерфейс системы зависит от конкретной модели техники.
- Гидравлические механизмы: гидроцилиндры, гидронасос и его привод, гидрораспределители с механическим или электромагнитным управлением, клапаны.
Главный рабочий орган и вспомогательное навесное оборудование
Основной элемент, выполняющий работы, – грейдерный отвал. Он может быть единственным, но есть модели с двумя и даже тремя органами. Отвал снабжается гидравлическим или механическим приводом, который позволяет поднимать его, опускать, наклонять назад и вперед, поворачивать в двух плоскостях. Настраивая угол, можно задавать требуемые рельеф и уклон обрабатываемой поверхности.
Для расширения функционала применяют вспомогательное навесное оборудование:
- Плужный снегоочиститель. Он имеет угловую конфигурацию, размещается в передней зоне, эффективно убирает с дорог и площадок снежный покров, а также мусор.
- Зубчатый кирковщик. Он фиксируется сзади, спереди либо между двумя колесными осями, заменяя грейдерный отвал. Такой инструмент позволяет удалять с поверхностей строительный мусор, камни и старые изношенные дорожные покрытия, выкорчевывать корни растений, разрыхлять слежавшиеся, плотные грунты.
- Откосник. Он размещается на отвале и применяется для профилирования откосов, кюветов, котлованов, канав, насыпей. Это требуется, к примеру, для отведения воды с автомобильных магистралей.
- Транспортер. Он рассчитан на оснащение автогрейдеров-элеваторов, используется для погрузки в самосвалы срезаемых почв или убираемого снега.
- Передний бульдозерный отвал. Он размещается на раме спереди, эффективно перемещает материалы, срезает почвы, выполняет разравнивание.
- Рыхлитель. Он располагается на корме задней рамы, снабжается 1-5 съемными зубцами, хорошо разрыхляет почвы на значительную глубину, убирает крупные камни, разрыхляет колеи или асфальтовые заменяемые покрытия.
Зачем нужен грейдер?
Машина грейдер рассчитана на выполнение следующих операций:
- планировка площадок в ходе ведущегося строительства;
- профилирование поверхностей;
- формирование уклонов под нужными углами;
- выравнивание территорий под строящиеся объекты или иные цели;
- расчистка территорий от нетяжелого и некрупного мусора, от снега;
- разрыхление плотных почв и старого асфальта для его последующего удаления;
- снятие наледи с дорог;
- формирование насыпей, достигающих 1 м в высоту;
- снятие растительного верхнего слоя почвы;
- создание канав и кюветов, а также их очистка;
- формирование корыт под дорожные основания;
- перемещения грунтов, не очень крупного щебня, песка, прочих подобных материалов.
Такие манипуляции осуществляются при разных технологических процессах – строительстве дорог, аэродромов, тоннелей, железнодорожных путей и зданий, облагораживании городских общественных и частных территорий, мелиорации и другой сельскохозяйственной деятельности, ремонте и восстановлении дорожных полотен, прокладке инженерных коммуникаций, возведении земляных сооружений типа насыпей.
Грейдер: классификация по основным критериям
Назначение и классификация грейдеров предполагают деление на разные типы по нескольким критериям. Так, по ходовому оборудованию модели подразделяются на:
- Самоходные. Они снабжаются рамой, на которой располагаются мотор, кабина оператора, рабочие механизмы и навесное оборудование. Также предусматривается колесная база. Движение техника осуществляет самостоятельно, приводится в действие двигателем.
- Прицепные. Они активируются сторонним тяговым усилием, используются совместно с тракторами или тягачами. Конструкция представлена рамой из металла, на которой установлен рабочий орган.
- Полуприцепные. Их основа – это полуприцеп, на раме которого фиксируется оборудование. Такие машины также толкаются тракторами. Передней оси нет, рамная часть соединяется с шаровым шкворнем. Нагрузка частично направляется на технику, приводящую полуприцепной грейдер в действие.
По массе выделяют такие виды грейдеров:
- легкие, которые весят меньше 9 т;
- средние с массой не больше 13 тонн;
- тяжелые, отличающиеся весом до 19 т;
- сверхтяжелые, которые по массе превышают 19 тонн.
Машины бывают 4- и 6- колесными. Также грейдеры различаются по колесной формуле, то есть схеме расположения и работы колес. Условно можно представить обозначение в формате X-Y-Z, где X описывает количество осей, имеющих управляемые колеса, Y указывает на число колес, являющихся ведущими, а Z указывает на общее предусмотренное количество осей. Самые востребованные формулы – это 1-3-3 и 1-2-3.
По мощности мотора техника делится на четыре класса:
- 100. Это маломощные машины с показателем мощности до 88 киловатт или не больше 120 лошадиных сил.
- 140. У таких среднемощных моделей показатель равен 88-118 кВт или 120-160 л. с.
- 180. В этом классе мощность в киловаттах варьируется от 118 до 147, а в л. с. – от 160 до 200.
- 250. Сверхмощные машины, развивающие значения свыше 200 л. с. или более 147 киловатт.
Количество двигателей может составлять один или два. Расположение мотора бывает:
- Передним. ДВС размещен в передней части, и такой вариант считается классическим, обеспечивающим комфорт эксплуатации и устойчивость.
- Задним. Двигатель установлен в задней области, что актуально при необходимости увеличения нагрузки на отвал, например, для его внедрения в грунт на значительную глубину.
Технические и эксплуатационные параметры
Техническая характеристика грейдера включает такие показатели, влияющие на эффективность, производительность выполняемых работ:
- Мощность. Она напрямую влияет на производительность (скорость и эффективность работ), а также на способность взаимодействовать с разными материалами, включая тяжелые, плотные.
- Эксплуатационная масса. От нее также зависит производительность. Обычно тяжелые грейдеры рассчитаны на масштабные работы, перемещают большие объемы материалов за короткое время. Но их проблематично доставлять на объекты.
- Высота отвала и его длина. Последняя определяет ширину грейдирования – полосы, прорабатываемой машиной за один совершаемый проход.
- Угол резания и наклона, определяющий функциональные возможности, например, способность создавать откосы и уклоны с нужными параметрами.
- Скорость: транспортировочная (без использования отвала) и рабочая.
- Тип управления: электронный, механический, комбинированный.
- Потребление топлива, смазочных расходных материалов (масла).
- Оказываемое на грунт давление.
Чтобы подобрать дорожный грейдер по перечисленным характеристикам, нужно учесть область его применения, специфику работ, рельеф обрабатываемой территории, необходимую производительность операций.
Заключение
Зная назначение грейдера и устройство машины, вы сможете решить, подойдет ли она для конкретной области применения, подобрать подходящий вариант и решить поставленные задачи. Приобрести технику для разных целей, а также навесное оборудование можно в компании «Хит Машинери».
Часто задаваемые вопросы
Грейдер – это какая техника: дорожная, строительная или другая?
Грейдер – строительная техника, которая может считаться универсальной. Она способна решать разные задачи: разравнивать поверхности, профилировать их, перемещать почву, снег или сыпучие материалы типа щебня и песка, а также выполнять планировку. Такие операции проводятся не только в гражданском, частном и дорожном строительстве, но и в сельском хозяйстве, в сфере ЖКХ, в ландшафтном дизайне и благоустройстве территорий.
Чем грейдер отличается от бульдозера?
Различия затрагивают конструкцию и расположение рабочего органа, специфику работ. У бульдозера отвал имеет криволинейное сечение и располагается спереди, вне базы ходовой части. Эта машина послойно срезает грунты, а также перемещает значительные объемы земли, песка, гравия. Колесная бульдозерная техника встречается редко, более распространены гусеничные бульдозеры HBXG Shehwa и других брендов. Грейдеры же имеют колесную ходовую часть и расположенный между колесами рабочий орган, позволяющий профилировать, разравнивать площадки, перемещать сыпучие материалы.
В чем разница между грейдером и скрепером?
Эти два вида спецтехники различаются по конструкционному исполнению и назначению. Скреперы относятся к категории землеройно-транспортных машин, предназначены для послойного срезания грунтов, их перемещения на малые и средние расстояния, а также для отсыпки. Главный орган тут – ковш с располагающимися спереди ножами, с отверстием для набора материалов и их выгрузки на поверхности, а также с заслонкой. У грейдера же предусмотрен отвал, который рассчитан на эффективное выравнивание площадок, придание им нужного рельефа, расчистки территорий, передвижения почв.
Какие бывают схемы работы машины?
Есть две основные технологические схемы движения: круговая и челночная. Последняя рациональна при длине захватки, не превышающей 400 метров. Если данный показатель больше, то применяют круговую схему.