Из этой статьи вы узнаете:

  •     Как не допустить последствий перегрева
  •     Что делать при нехватке охлаждающей жидкости
  •     Как обнаружить воздушную пробку в радиаторе
  •     Может ли произойти переохлаждение двигателя
  •     Как проверить термостат на факт исправности
  •     Основные рекомендации по визуальному осмотру техники перед ее эксплуатацией
  •     Что способствует поломке системе охлаждения

 

Журнал «Грейдер» опубликовал статью с комментариями эксперта Хитачи Констракшен машинери Евразия Александром Юньковым, инженером департамента технической поддержки о причинах неисправностей системы охлаждения.

1. Как можно определить снижение уровня антифриза в системе охлаждения коммерческой или спецтехники, чтобы не допустить фатальных последствий перегрева? Если охлаждающей жидкости не хватает, то можно ли долить воду, как советует старинный дедовский совет?

Существует регламент ежедневного осмотра техники оператором перед началом рабочей смены. Один из его пунктов касается проверки системы охлаждения на предмет утечки охлаждающей жидкости (ОЖ). Необходимо контролировать уровень ОЖ и корректировать его при необходимости. Также проверяется засоренность радиаторов и проводится очистка защитных сеток.

Интересный факт

Можно ли долить воду, если не хватает охлаждающей жидкости? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, стоит обращать внимание на качество воды. Для доливки разрешено использовать только дистиллированную воду. В ней отсутствуют примеси металлов и солей, поскольку они могут вступать в реакцию с материалами, из которых изготовлены детали системы охлаждения и двигателя. Во-вторых, необходимо помнить о температуре замерзания (кристаллизации) охлаждающей жидкости. Как правило, при соотношении концентрата и воды 1:1 температура замерзания ОЖ составляет -40 градусов по Цельсию. Добавляя воду, мы начинаем менять эту пропорцию, в результате чего температура замерзания повышается, к примеру, до -30 градусов по Цельсию. Кроме того, при изменении концентрации меняется состав присадок, которые предотвращают коррозию элементов, смазывают подвижные элементы и защищают их.

2. Как понять, что в радиаторе коммерческой или спецтехники могла возникнуть воздушная пробка?
Воздушная пробка представляет собой полость в радиаторе, где вместо охлаждающей жидкости находится воздух. Отсутствие необходимого объема ОЖ сказывается на теплоотдаче радиатора. Если это радиатор двигателя, то ухудшается отвод тепла, о чем свидетельствует увеличение температуры охлаждающей жидкости при росте нагрузки на двигатель. Если же это радиатор для отопления салона или кабины, то оно становится недостаточным.

3. При появлении трещин в радиаторе некоторые товарищи советуют залить их герметиком, а не запаивать или менять на новый. Стоит ли следовать этому совету? К каким последствиям это может привести?

Важная информация

Заливать жидкий герметик в систему охлаждения не стоит. Это временное решение, которое впоследствии повлечет за собой новые проблемы. В результате все равно потребуется замена радиатора, а кроме того – устранение дополнительных неисправностей.

Герметик может неравномерно распределиться по узлам системы охлаждения. При попадании большого количества этого вещества в термостат его может заклинить в одном из положений, что приведет к перегреву или недостаточному прогреву охлаждающей жидкости. При попадании в зону помпы герметик может повредить уплотнения или дисбалансировать крыльчатку, в результате чего возникнет течь ОЖ. Также герметик может закупорить достаточно тонкие трубки радиатора и тем самым снизить его теплоотдачу.

4. Возможен ли не перегрев, а наоборот переохлаждение двигателя коммерческой или спецтехники? Если да, то при каких условиях это может произойти и как этого не допустить?

Да, такое действительно возможно при перемещении техники из субарктического климатического пояса в тропический и наоборот. Если машина приобретена для эксплуатации исключительно к каком-то конкретном регионе, то проблем с недостаточным прогревом быть не должно. Оборудование, использующееся в условиях жаркого климата, зачастую оснащено мощной системой кондиционирования воздуха и более производительными радиаторами, которые позволяют поддерживать температурный баланс.

Чтобы не столкнуться с проблемой переохлаждения двигателя, необходимо тщательно подходить к выбору техники, изучать информацию об условиях ее эксплуатации и сервисных интервалах обслуживания. Также некоторые производители готовы дооснащать машины для работы в холодном климате.

5. Помимо визуального осмотра патрубков, какие ещё действия стоит проводить водителю/оператору или механику перед эксплуатацией?

Каждый производитель специальной техники перед началом работы машин рекомендует проводить ряд операций, таких как осмотр ходовой части, проверка рабочего света, уровня эксплуатационных жидкостей, смазка необходимых узлов и агрегатов. Перечень задач не очень большой, и для их выполнения, как правило, достаточно 15 минут. Но следование этим правилам поможет минимизировать неожиданные отказы, предупредить возникновение некоторых неисправностей и продлить срок безотказной работы техники.

6. Можно ли определить, что неисправен термостат без разбора системы охлаждения?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно: все зависит от дополнительных условий. Если речь идет о механическом термостате, его довольно легко проверить. Когда двигатель нагреет охлаждающую жидкость, термостат должен открыться (чаще всего это происходит при температуре от 70 до 80 градусов по Цельсию), в результате чего подводящий и отводящий патрубки радиатора станут теплыми. Это будет свидетельствовать о начале циркуляции ОЖ.

Но термостаты бывают более сложной конструкции, к примеру золотникового типа, то есть бесступенчатые, в отличие от механических. Их пропускная способность регулируется блоком управления двигателя в каждый момент времени. Поэтому для определения корректности их работы потребуется диагностическое оборудование и ноутбук с соответствующим программным обеспечением.

7. Каковы основные причины возникновения неисправностей в системе охлаждения (некачественные детали или сборка, некорректно подобранная охлаждающая жидкость, попадание посторонних частиц в соты радиатора или лопасти вентилятора и т. д.)?

Основная причина выхода из строя системы охлаждения – это несвоевременное или некачественное обслуживание техники. Например, при некорректной работе приводного ремня помпы (в частности, при его сильном натяжении) возникает дополнительное усилие на валу крыльчатки, что может привести к повреждению подшипников или возникновению течи ОЖ.

Кроме того, необходимо грамотно выбирать охлаждающую жидкость, исчерпывающая информация об этом находится в инструкции по эксплуатации машины. Там же указан заправочный объем системы охлаждения, что дает возможность определить необходимое количество ОЖ и более точно рассчитать ее концентрацию. При заливке новой охлаждающей жидкости рекомендуется использовать воронку с фильтрующим элементом, это позволит предотвратить попадание посторонних частиц в контур охлаждения.

Важная информация

Необходимо следить за состоянием теплообменников и радиаторов: если машина работает в тяжелых условиях, чистить их необходимо чаще, чем обычно. Содержание радиаторов в чистоте позволит не перегревать систему и поддерживать тепловой баланс в заданных границах.

8.С учётом того, что запасные части подорожали или если техника находится далеко от ближайшего населённого пункта, какие «колхозные» методы можно использовать, чтобы хотя бы дотянуть до сервисного центра или минимизировать простои, пока не привезут необходимые комплектующие?

Мы как производитель рекомендуем внимательно следить за состоянием системы охлаждения: она является одной из ключевых для обеспечения надежности машин, и ее некорректная работа может привести к выходу из строя дорогостоящих компонентов. Например, современная техника оснащается устройствами, сигнализирующими о перегревах: благодаря таким сервисам, как ConSite, об этом можно узнать, даже находясь далеко от машины. При обнаружении перегрева нужно остановить ДВС и дать температуре снизиться до нормальных значений. Затем, долив охлаждающую жидкость, можно вывезти технику за пределы рабочей площадки, чтобы она никому не мешала, и вызвать сервисную службу дилера для устранения неисправности.

Источник журнал Грейдер